«Барабанщик – это сердце коллектива»

Смоленский музыкант Алексей Ивчиков рассказывает об «ударной» работе с Сергеем Безруковым.

Алексей Ивчиков

— Я родился в Сафонове. В семье не было музыкантов, я стал первым. В 9 лет  пошёл в музыкальную школу, как и многие дети, начал с аккордеона. К концу 10 класса в моей жизни появились барабаны. У нас тогда ребята часто играли в ДК. Я приходил к ним на репетиции, очень нравилось наблюдать за барабанщиком. Я решил и сам научиться играть на этом инструменте. Садился, пробовал, конечно, сначала не всё получалось, но я очень старался. У меня даже появилась своя группа. Мы собирались с друзьями, что-то играли. Но если честно, даже не помню, как мы назывались.

— Вы продолжили своё музыкальное образование?

— Да, в 17 лет я переехал в Смоленск и уже осознанно поступил в Институт искусств на специальность «Музыкальное искусство эстрады», начал развиваться в игре на барабанах.

 

Многие думают, что играть на барабанах намного проще, чем на остальных инструментах. Это полнейшая чушь! Помимо того, что барабанщик обязан отобразить музыкальную мысль, он должен научиться раскоординировать все конечности. У тебя есть две руки, две ноги, каждой из них ты должен играть разные ритмические рисунки.

Путь становления музыканта очень длинный. Ты должен освоить постановку игрового аппарата, правильное излечение звука, различные стили игры. Барабанщик выражает себя с помощью технических возможностей, которые вырабатываются годами.

— Чем Вы занялись после окончания института?

— Я стал зарабатывать на жизнь музыкой. Работал в музыкальных школах и давал частные уроки. Позже пошёл преподавать в Смоленский государственный институт искусств. Параллельно с этим играл в различных коллективах. Около двух лет работал со смоленскими кавер-командами «Кабачки» и «Jump».

— Есть ли в Смоленске человек, которого Вы можете назвать своим наставником?

— Наставник – это человек, который мне очень много дал. Как бы печально это не прозвучало, но в Смоленске такого человека нет. У меня был преподаватели, которые на начальном этапе обучения дали мне базу, не больше.

В какой-то момент жизни, уже после окончания института, я впал в ступор, потому что не знал, чем заниматься. Это было что-то вроде творческого кризиса: садился за инструмент, играл, но понимал, что этого мне недостаточно, чтобы быть на ступеньку выше. Тогда я решил, что либо нужно развиваться, либо заканчивать с этим делом вообще.

В этот период я встретил на музыкальном фестивале известного барабанщика, одного из лучших в России, Игоря Джавад-Заде. Он-то и стал моим наставником. Игорь пригласил меня в свою школу. Мы занимались, за полтора часа на меня обрушился такой поток информации! Сразу появилась мотивация, я понял, что мне нужно, и по сей день являюсь его учеником.

 

 

— Как Вы попали в оркестр Губернского театра Сергея Безрукова?

— В социальных сетях знакомый прислал мне информацию, о том, что будет проводиться кастинг. Я решил попробовать свои силы. Кастинг длился два дня, желающих попасть – уйма. Я застрял в пробке, чуть не опоздал. Думаю, ну всё, смысла ехать уже нет! Но что-то меня дёрнуло, всё равно добрался до студии, приехал самым последним. Там сидело очень много людей. Я не разыгранный, с холодными руками сел за барабаны и сыграл. Потом всех поблагодарили и отпустили, на собеседование оставили только четверых, а перезвонили мне одному.

— Как прошло Ваше первое выступление в составе оркестра?

— Чувствовал себя немножко некомфортно. Перед выступлением у меня была всего лишь одна репетиция. Уровень музыкантов в оркестре очень высокий, к тому же они уже знакомы с программой. Мне же пришлось быстро во всём разбираться и схватывать на лету. За одну репетицию всё слепили, а на следующий день выступили.

— Легко ли Вы влились в коллектив?

— В коллективе я с декабря. Оркестр – это огромное количество людей. Есть расширенный состав, есть малый, они выступают в зависимости о того, какая площадка и каких целей необходимо достичь. Это суперкоманда! Рабочий процесс, конечно же, проходит достаточно серьёзно, потому что расслабляться нельзя. Но, как и в любом деле, здесь есть место для юмора. Наш дирижер Сергей Васильевич Пащенко великолепный руководитель. Он в меру строг и справедлив, с ним всегда можно поговорить, в любой момент Сергей Васильевич разрядить обстановку какой-нибудь шуткой.

А Сергей Витальевич Безруков, мне кажется, вообще в душе — рокер. К своим музыкантам он относится с трепетом, пониманием и уважением. Всегда тепло и легко работается вместе.

— Что из себя представляет Ваш рабочий график?

— Сейчас я живу в Москве. Рабочий график загруженный. Не скажу, что выступления и гастроли случаются каждый день, но очень часто. К тому же иногда происходят интересные движухи внутри театра. Буквально на днях прошёл баттл между актёрами в шуточной, юмористической форме. Выступление мы тоже собрали за одну репетицию. В нём принимали участие молодые актёры, было нереально смешно.

— Какая из концертных программ оркестра нравится Вам больше остальных?

— Сейчас мы репетируем музыкальный спектакль «Высоцкий» для выступления в Санкт-Петербурге, с ним же недавно летали в Сургут. Спектакль идёт долго, но он того стоит! Я думаю, что эту программу должен посетить каждый, ещё не видел людей, которых бы «Высоцкий» оставил равнодушными.

— Существуют ли у барабанщиков какие-то особые ритуалы, которые помогают хорошо выступить?

— Мне кажется, нет. По крайней мере, я их не знаю. Просто перед выходом нужно психологически настроиться, разыграться, размять руки и самое важное – знать программу! Некоторые музыканты дают своим инструментам имена, но я и этого не делаю. Иногда только в шутку называю барабанную установку кормилицей.

— Ринго Старр говорил: «Судьба барабанщика — смотреть на три задницы, стоящие перед тобой…». Страдает ли от этого самолюбие?

— Нисколько! Я считаю, что мы вообще крутые люди, и от нас многое зависит! На сцене нужно вести себя подобающим образом и на тебя тоже будут обращать внимание. Да и редко бывает так, чтобы барабанщика не было видно совсем. Если это какой-то масштабный концерт, то нам вообще ставят подиумы, которые видно из любой точки зала, иногда ещё используют большие экраны. Так было недавно на съёмках фильма Сергея Витальевича «Пушкин, виски, рок-н-ролл». Безруков играет там рок-музыканта, а мы — его группа. Финальные съёмки проходили в Crocus City Hall прямо во время живого выступления группы «Любэ».

 

 

Я думаю, что фронтмен – лицо группы, он должен стоять спереди. Барабанщик же – сердце коллектива. Мы спрятаны поглубже, в укромном уголке и задаём ритм всей музыке!

Текст: Лина Якутская
Фото: личный архив